о воспитании детей и распорядке его

Знай, о дорогой мой, если даст тебе бог сына, то прежде всего дай ему хорошее имя, ибо это - одно из отцовских прав. А затем поручи его разумным и ласковым кормильцам.А когда он начнет подростать обучай его владению оружием, верховой езде, плаванию и всем искусствам и приемуществам обучай своего сына, дабы выполнить отцовские права и осуществить отцовскую любовь. Ведь нельзя считать себя в безопасности от превратностей мира и нельзя знать, что с человеком стрясется. Всякое искусство и всякое умение когда-нибудь да пригодится. Потому-то нельзя допустить оплошности в изучении искусств и приобретений знаний.

А во время учений, если учителя дают взбучку, ты не жалей и позволяй, ведь дитя изучает науки не по своей охоте. Но, если нагрубит он, и ты на него разгневаешься, своей рукой не бей, пристращай учителями или им прикажи наказать, чтобы не появилось у него в сердце злобы к тебе. Но будь с ним строг, чтобы он тебя не призирал и всегда тебя страшился. Денег и всяких желаний, какие у него будут, для него не жалей, насколько можешь. Знай, что право сына получить знания и воспитание, и заботу родителей.

Если сын плохой, ты на это не смотри, а выполняй отцовские права, и в обучении и воспитании оплошности не допускай, если бы даже не было у него совсем разума. Если ты его не воспитаешь, воспитает время. Как говорят: Кого не воспитали родители его, того воспитают ночи да дни.

Соблюдай же отцовские обязанности, чтобы он жил так, как ему ниспослано. Когда люди возникают из небытия, природа и нрав их им уже даны, только от мягкости и слабости и бессилия не могут они их проявить. По мере того как человек растет, тело и дух его становятся сильнее, а дела очевиднее, и добрые и злые. И когда созревают они, разовьются окончательно и выявятся все добродетели и пороки.

А ты воспитание, образование и обучение сделай своим наследством и оставь ему, ибо нет для детей знати наследства лучше воспитания, а для сыновей простого люда нет наследства лучше, чем ремесло. Искусство - одно дело, ремесло - другое. Но, по правде, по моему, ремесло - величайшее искусство, и пусть сыновья знатных людей знают сотню ремесел, если они только ими не зарабатывают, то это не укор, а достоинство. Когда-нибудь все пригодится, ибо часто бывает, что сила и мужество бесполезны, тогда-то и нужно знать какое-нибудь ремесло или дело.

Но когда сын вырастет, присматривайся к нему. Если он склонен к добрым нравам и хозяйству и ты поймешь, что он(может) заняться хозяйством и женитьбой и умножением благ, подумай о том, чтобы найти ему жену. Но если только можешь, когда женишь сына или выдаешь замуж дочь, не соединяйся со своей родней. Невесту ищи у чужих. Соединяешься ли с родней или нет, они все равно - кровь твоя. Бери из другого рода, тогда и твоя родня будет тебе родней и чужая тоже, силы удвоятся, и получишь помощь с двух сторон.

Если дитя твое будет дочерью, поручи ее кормилицам добродетельным и заботливым а когда подрастет - дай ей воспитательницу. А когда она вырастет, старайся как можно скорее отдать ее замуж, ибо взрослой дочери в доме лучше не иметь. Но, пока она у тебя в доме, будь с ней всегда ласков, ибо девушки - пленницы родителей, Если у юноши нет отца, он сам может найти себе дело и сам может себя содержать, как бы там ни было, а девушка - беспомощна. То, что имеешь, прежде всего трать на дочь, позаботься о ней и взвали ее кому-нибудь на шею, чтобы избавиться от забот о ней. Если дочь - девушка, то и зятя ищи неженатого, чтобы жена привязалась сердцем к мужу, да и он старался хорошо ее держать, и обе стороны ладили.

Но зятя выбирай красивого и дочь безобразному человеку не отдавай, ибо девушка к безобразному юноше не привяжется, а на тебя и на мужа (ее) падет позор. Нужно, чтобы зять был честный и хозяйственный. Ты должен знать, откуда и чем он добывает деньги на содержание семьи (твоей дочери). Но нужно, чтобы твой зять был ниже тебя по богатству и по знатности, чтобы он тобой гордился, а не ты им и чтобы дочь твоя жила спокойно. Вот как обстоит то немногое, что сказал я, большего не требуй.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz